Познавательно

Как горные инженеры помогли НАСА добраться до Луны

Помните сюжет забавного голливудского фильма о том, как НАСА нанимает группу шахтеров для проведения космической миссии? Так вот — речь вообще не об этом :)
Еще в середине 1960-х годов, когда космическое агентство США пыталось достичь Луны, они действительно смотрели на достижения и технологии горной промышленности.

В то время НАСА только что завершило проектирование «Сатурна-V», гигантской ракеты весом около 3000 тонн, которая должна была доставить первых людей на Луну, но им еще предстояло выяснить, как доставить эту огромную ракету из сборочного цеха на стартовую площадку.

Рассматривался самый очевидный вариант — железная дорога. Они даже обсуждали рытье канала и использование баржи для транспортировки тяжелой ракеты. Но использование баржи было связано со многими инженерными проблемами — как передвигать, как поворачивать, и как обеспечить устойчивую платформу для ракеты, пока она находится в движении. Группа инженеров была отправлена для изучения подъемного механизма, используемого морской нефтяной вышкой на побережье Мексиканского залива.

В январе 1962 года американская Машиностроительная и литейная компания (American Machine & Foundry Company), один из крупнейших американских производителей оборудования, который производил все, начиная от садового оборудования, до атомных реакторов и яхт, представила план, который предусматривал использование комбинации рельсового транспорта и баржи, где сама ракета находилась на барже, но двигалась она за счет железнодорожных локомотивов.
Детали все еще прорабатывались, когда заместителю начальника отдела исследований перспективных пусковых систем позвонил Барри Шленк, представитель компании «Буцирус-Эри» (Bucyrus-Erie Company), производителя горного оборудования.
Шленк слышал о транспортных проблемах НАСА и, предложив свою помощь. Он также прислал заместителю шефа фотографии парового краулера «Буцирус-Эри», используемого на угольных месторождениях Кентукки. Машина, казалось, подходила для нужд НАСА, особенно ее способность выравнивать и уравновешивать нагрузку при движении по неровной местности.

В конце февраля того же года команда инженеров из Управления пусковых операций (Launch Operations Directorate — LOD) отправилась в Парадайз, небольшой городок в округе Мюленберг, штат Кентукки, чтобы увидеть гусеничного гиганта производства Bucyrus-Erie в действии.
Инженеры с благоговейным трепетом наблюдали за тем, гусеничный гигант, весящий 2700 тонн, легко подхватил груз угля и камней и грациозно унес его. Рабочая платформа была стабилизирована гидравлическими цилиндрами по углам, и она почти не шаталась. Неподалеку они увидели еще одно гусеничного монстра, строящийся для угольной компании «Пибоди», несущая способность которого превышала ожидаемый вес «Сатурна с-5» и его вспомогательного оборудования.

Представители LOD были впечатлены потенциалом краулера, но когда НАСА пошло на закрытие сделки с Bucyrus-Erie как с поставщиком, который будет строить краулеры, другая компания — Marion Power Shovel Co. — из Огайо запротестовала. Они призвали НАСА использовать конкурентные торги и присудить контракт той компании, которая предложит самую низкую цену. Двадцать две промышленные фирмы прислали представителей на конференцию по закупкам, но только две представили свои предложения — «Марион» за 8 миллионов долларов и «Буцирус-Эри» за 11 миллионов.

«Марион» выиграла контракт, но когда пришло время выбрать компетентного менеджера для проекта, они выбрали его не из своей компании, а из Bucyrus—Erie. Его звали Филипп Керинг. К тому времени, когда два года спустя Марион наконец завершила проект, цена поднялась даже выше 11 миллионов долларов.

«Марион» построила два гусеничных транспортера для НАСА, каждый размером 131 на 114 футов (40х35 метров) и весом 2700 тонн -такой же тяжелый, как и груз, для которого он был построен. Каждая машина имеет восемь гусениц,по две на каждой стороне; каждая гусеница имеет 57 звеньев, а каждое звено весит 900 кг. Инженеры называют их «золотыми туфельками».
Для движения используется лазерная система наведения. Отдельная высокоточная лазерная система обеспечивает высокую точность при размещении гусеничного транспортера и мобильной стартовой платформы в сборочном цехе или на стартовой площадке.
С космическим челноком на борту краулер ползет с максимальной скоростью около 1 мили в час. Мощность обеспечивается 16 электродвигателями, которые сами питаются от четырех дизельных двигателей V16.

Для безопасного передвижения гусеничного транспортера вместе с его драгоценным грузом инженеры спроектировали уникальное дорожное полотно шириной в 8 полос автострады от здания сборки космического корабля до стартовой площадки (это около 4 миль). Каждая из двух «дорог», состояла из фундамента из утрамбованного песка, за которым следовал метровый слой дробленого щебня, и только потом шел специальный дорожный уплотнитель. Эта специальная дорога могла выдерживать нагрузку свыше 58 000 килограммов на квадратный метр.

Гусеничные транспортеры — это уникальные машины. Это самые большие в мире наземные транспортные средства, и с 1965 года эти два краулера, прозванные “Ганс” и “Франц”, перевозили все, начиная от ракет «Сатурн–V» во время миссий «Аполлон» и заканчивая программами «Скайлэб» и «Аполлон-Союз». После того, как программы высадки на Луну и Скайлэб закончились, краулеры продолжили свою работу, доставляя космические челноки на свои стартовые площадки в течение 30 лет. В ближайшие годы НАСА ожидает, что эти чудовищные аппараты послужат программе «Артемида», которая отправит на Луну первую женщину.
Гусеничный транспортер, скорее всего, также будет нести ракету, которая в один прекрасный день сможет отправить людей на Марс.

По материалам:
https://www.amusingplanet.com/2020/11/how-mining-engineers-helped-nasa-get-to.html

При поддержке онлайн библиотеки для горняков http://basemine.ru/

Реклама

Еще интересненькое

Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)