«Коридор» полетов пассажирских самолетов — 10-12 тысяч метров. Но почему самолеты летают на большой высоте и какова в этом практическая польза (кроме красивых видов, которые к ней не относятся)? Давайте разберемся в настоящих причинах.
#1 Экономико-физическая
Если не вдаваться в подробности, самолет летит благодаря подъёмной силе рассекаемого крыльями воздуха. Но из-за него же возникает сильное встречное сопротивление. Чем больше сопротивление, тем больше расход топлива. Для того чтобы понять разницу: на высоте в десять километров, современный пассажирский самолет, расходует на 80% меньше авиационного топлива, по сравнению с полетом на высоте 1 километр. На 80%!
Было бы логично летать ещё выше. Но на высотах свыше 12 000 метров воздух настолько разряжен, что уже неспособен создавать достаточной подъёмной силы. Кроме того, там уже слишком мало кислорода, который необходим для работы двигателя.
#2 Безопасность
На высоте в 10 километров вы не встретите птиц. Их там почти нет. Там не бывает резких порывов ветра, мало грозовых облаков, да и вообще погода там — более «спокойная» и предсказуемая.
Помимо этого, в случае возникновения нештатной ситуации у экипажа есть больше времени, чтобы среагировать и принять меры.
Этому есть отличный пример. В 2001, во время перелета из Торонто в Лиссабон, в самолете кончилось топливо. Как это произошло — отдельная история, но в результате заглохли оба двигателя. Экипаж совершил самое долгое планирование пассажирского самолета, с неработающими двигателями — 120 километров.
Пилоты умудрились посадить самолет на ближайшем аэродроме (подробнее про Инцидент с A330). Несколько человек получили травмы, но все остались живы.
#3 Охлаждение двигателей
На таких высотах температура опускается до минус 50. Таким образом, двигатели, работающие на максимальной нагрузке, получают дополнительное охлаждение и не перегреваются.