Познавательно

Проект Хабаккук: британский авианосец из льда

Отчаянные времена требуют отчаянных мер. Эту старую истину не раз подтверждала история. Вовремя Второй мировой войны, в Великобритании, возникли большие трудности со сталью.

В Северной Атлантике подводные лодки немцев довольно успешно боролись с флотом союзников. Самолеты могли бы очень сильно помочь в уничтожении «волчих стай», но проблема состояла в том, что ни времени, ни, что самое главное, стали на производство авианосцев у Англии не хватало.

Именно в это время один британский ученый предложил довольно фантастическую идею — авианосец из льда. Звали этого ученого Джеффри Пайк, а работал он ни кем нибудь, а советником руководителя оперативного штаба лорда Маунтбаттена. Корабль изо льда не просто должен был быть дешев в производстве, но и его ремонт должен был проходить быстро — наморозили на месте повреждения новую глыбу льда, подточили напильником и все.

авианосец из льда

Пайк был известен своей склонностью к эпатажным идеям. Он предложил отрезать большой кусок айсберга и отбуксировать его в океан. Выравнять поверхность и построить (пусть даже из льда) все необходимые постройки для самолетов и экипажа.

Каким способом непонятно, но Пайк смог убедить Маунтбэттена. А тот, в свою очередь, смог убедить Черчилля и все завертелось… Проект получил название «Аввакум» (или Хабаккук — по английски) отсылая нас к одной из библейских книг пророка Аввакума (Ветхий Завет).

По замыслу Пайка, авианосец должен был быть длинной в 600 метров, почти 100 метров в ширину и весить более 2 000 000 тонн. Его защиту должны были осуществлять множество зенитных орудий, а взлетно-посадочная полоса вмещать до 150 истребителей и двухмоторных бомбардировщиков.
Естественно, у льда есть существенный недостаток — он, как ни странно, имеет свойство таять. Эту проблему решили прокладкой сложной сети труб с хладагентом, которые должны были охлаждать авианосный айсберг.

На берегу озера Патриция, в Скалистых горах Канады, был построен прототип длинной почти в 18 метров и весом в тысячу тонн. Система охлаждения позволила сохранить «судно» на протяжении всего лета.

В ходе испытаний возникли новые трудности. Хотя лёд — довольно твердый материал, он чрезвычайно хрупок. Помимо этого, под сильным весом он деформировался, да и плавучесть оставляла желать лучшего. По счастливой случайности для Пайка (и не счастливой для ВМФ Великобритании), два ученных из Политехнического института Бруклина совершили интересное открытие. Если смешать воду с опилками и заморозить, то полученный «материал» в 14 раз крепче обычного льда и обладает высокой устойчивостью к сжатию, скалыванию — да он оказался крепче бетона! Помимо этого, опилки препятствовали интенсивному таянию. Этот «чудо-материал» назвали в честь Пайка — пайкрит.

Согласно одной легенде, в 1942 году лорд Маунтбэттен ворвался в дом к Черчиллю и бросил кусок пайкрита в ванную с теплой водой. Потом двое взрослых и важных мужчин долго смотрели за тем как лед отказывался таять в теплой воде.

Еще одна анекдотичная ситуация, подтвержденная несколькими свидетелями, произошла во время Квебекской конференции 1943 года. Прямо на конференцию лорд Маунтбэттен привез два блока — один из обычного льда, другой из пайкрита. Затем он достал свой пистолет и выстрели в блок изо льда. Тот разлетелся на куски. Когда же он выстрелил по второму, пуля просто отрикошетела и, задев штанину адмирала Эрнеста Кинга, попала в стену.

Успешные проверки пайкрита активизировали работы над проектом Аввакум. Расчеты показали, что для постройки корабля понадобится 300 000 тонн целлюлозы, 35000 тонн пиломатериалов и около 10 000 тонн стали. Стоимость этого «корабля» составляла около 700,000 фунтов.

Однако, по мере работы над проектом, его стоимость взлетела до 2 500 000, т.к. потребовалось больше стали и более эффективное утепление. К этому же выявились проблемы с управляемостью и скоростью, которая не превысила бы 6 узлов.

Но самой большой проблемой стало, как ни странно, сырье. Т.е. главная цель, ради которой и создавался британский ледяной авианосец не достигалась. Дерево тоже было в дефиците, а сложные установки по охлаждению стоили также очень дорого. Никто из союзников не мог позволить себе таких трат.

В конце концов, проект Хабаккук или Аввакум был пересмотрен и в итоге от него отказались. Было проще создать аэродромы «подскока» на Азорских островах и добиться почти тех же результатов с минимальными затратами.

Останки прототипа авианосца так и остались лежать на дне озера Патрициа, радую местных дайверов.

По материалам: https://en.wikipedia.org/wiki/Project_Habakkuk

Реклама

Еще интересненькое

Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)