Познавательно

Что такое Беляны и как их строили

Беляны были одними из самых больших деревянных кораблей, когда-либо построенных. И все же они предназначались только для путешествия в один конец.

Беляны строили для перевозки огромного количества древесины по Волге и Каме. Вместо того чтобы просто сплавлять бревна по рекам, из них делали огромные корабли, хотя некоторые считают что называть беляну кораблем — неправильно, так как это больше плот, чем корабль.
Википедия же считает беляну баркой, а это большое несамоходное грузовое плоскодонное судно. Т.е. все -таки судно…
В пункте назначения такое судно должно было быть разобрано, а древесина продана. Между 16-м и 19-м веками каждый год строились сотни белянов, которые спускались по рекам.

беляны старое фото

Производство древесины является одной из старейших отраслей экономики страны. Обычно она заготавливалась зимой. Лесорубы проводили всю зиму в лесу, вырубая деревья и подготавливая их к транспортировке. После весеннего половодья, когда реки возвращались в обычное русло, начиналось строительство белян. Их строили все лето и даже часть осени.
Сначала из еловых балок и сосновых досок делали корпус. Плоское дно было сделано из ели, а стены/борта — из сосны. Для постройки беляны среднего размера потребовалось около 240 сосновых и 200 еловых бревен. Первоначально барки строили без единого гвоздя, и только позже, в 19 веке, начали использоваться железные гвозди. Просмолка не производилась, и бревна были просто плотно связаны друг с другом. Отсутствие смолы придавало белянам соответствующий цвет, от которого и произошло их название. Беляна означает “выцветшая” или “белая”.

Груз из бревен, балок и досок был распределен ровными рядами с широкими отверстиями между ними, чтобы обеспечить быстрый доступ к его днищу в случае прорыва или другой аварии. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее высыхают, что защищает их от гниения. Как и корпус, надстройка и палуба тоже была сделана из груза, обычно из уже обрезанных досок (обрезная доска). Две каюты были установлены рядом с кормой и служили противовесом и помещениями для экипажа. Между их крышами строили высокий поперечный мост с прорезанной посередине кабиной, где находился рулевой.
Беляны часто украшали государственными флагами и флагами конкретного торговца, которому принадлежал лес.

беляна строительство фото

фото барки беляна

фото деревянного лесовоза

Небольшие беляны имели осадку от 2,5 до 2,8 метра и могли «перевозить» до 1600 тонн древесины. Средняя барка имела осадку около 3,5 м и могла перевозить уже 3200 тонн. Самые большие из них достигали 120 метров в длину и 25 метров в ширину, а осадка составляла 5 метров. Они могли перевозить 12 800 тонн древесины. Это уже сопоставимо с современным контейнеровозом.

Экипаж каждой беляны состоял из 15-35 матросов, в то время как на более крупных насчитывалось до 100 человек. Большинство из них работали на насосах, которые откачивали воду из корпуса, который обычно затоплялся во время путешествия.

фото плоскодонной беляны

У белян не было винтов, и они двигались «самоходом» по течению реки. Огромный руль, размещенный на корме судна, позволял выполнять минимальное маневрирование.

После путешествия по Волге протяженностью от 2000 до 3000 км беляна достигала пункта назначения, которым обычно были Саратов, Царицын (современный Волгоград) и Астрахань, где древесина и корпус разбирались и отправлялись на лесопилки для окончательной обработки. Импровизированные каюты экипажа продавались как готовые дома.

беляна гордость ветлуги

Рассвет строительства белян был в середине 19 века, когда пароходы ходили на дровах, которые нужно было доставлять в города нижней Волги. Почти 500 пароходов на Волге нуждались в большом количестве дров. После того как на судах начали использовать нефть, спрос на древесину снизился. Кроме того, с развитием железнодорожной системы стоимость перевозок по железной дороге стала дешевле, чем по воде — беляны устарели, а само слово постепенно исчезло из русского языка…

фото беляны на волге

 

фото большого плота


Откуда мы узнали про беляны

http://klassikaknigi.info/entsiklopedicheskij-slovar-brokgauza-i-efrona/

Чертежи и рисунки судов к книге О купеческом судостроении в России

 

Реклама

Еще интересненькое

Материалы сайта предназначены для лиц старше 18 лет (18+)