Истребительная авиация прошла долгий путь от времен, когда пилоты сбивали свои самолеты так же часто, как и вражеские. Тогда это было связано с несовершенством техники, и проблему довольно быстро решили изобретением специального синхронизатора, которые прерывал стрельбу, когда винт находился на линии огня.
Современные истребители преодолели многие технологические ограничения, которые преследовали ранних авиаторов и конструкторов. Современные истребители — это сложные машины, которые тщательно спроектированы и построены с высочайшей степенью точности. Но даже самая совершенная технология, как известно, иногда может подвести. В 2019 году истребитель F-16 Королевских ВВС Нидерландов повредил фюзеляж снарядами, выпущенными из собственных пушек.
Это первый случай, когда современный истребитель попал сам в себя с 1956 года.
21 сентября 1956 года Томас У. Аттридж, молодой лейтенант ВМС США, вылетел на самолете Grumman F-11 Tiger с испытательного полигона в Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк, для испытания оружия над Атлантическим океаном. Он пролетел около 20 миль над открытым океаном, а затем поднялся на высоту 20 000 футов, готовясь к испытательным стрельбам из четырех 20-мм пушек. Аттридж начал медленное снижение и на высоте 13 000 футов и произвел 70 выстрелов. Сразу же после этого пилот включил форсаж и вошел в крутое пикирование, а на высоте 7000 футов снова начал стрельбу, опустошая боекомплект.
Мгновение спустя лобовое стекло его самолета было разбито каким-то предметом. Аттридж решил, что столкнулся с птицей. Он тут же сбросил скорость и повернул обратно к авиабазе. Возвращаясь, Аттридж заметил, что объект также оставил значительные повреждения над правым воздухозаборником двигателя. Вскоре тот начал работать с перебоями, и при подлете к аэродрому вообще заглох.
Не дотянув меньше мили, «Тигр» врезался в лес. Аттридж сломал ногу и три позвонка при ударе, но ему удалось выбраться из пылающего самолета. Спасательный вертолет эвакуировал его в больницу.
Расследование показало, что предмет, ударивший в кабину «Тигра», был не птицей, а боеприпасами, выпущенными Аттриджем во время первой очереди. Когда Аттридж ускорил свой самолет и начал крутое пикирование, он случайно обогнал свои собственные снаряды, которые значительно замедлились из-за сопротивления и следовали по кривой траектории. Аттридж же оказался под траекторией пуль, и одиннадцать секунд спустя, когда он начал снижаться, он влетел в поток собственных 20-миллиметровых снарядов.
Один врезался в стекло кабины сверху. Еще один попал в правый двигатель, а третий пробил нос. Снаряд, который вывел из строя двигатель самолета, застрял в первой ступени компрессора, где срикошетил между лопастями, сломав их, и повредив его другие части.
Когда снаряды вылетали из орудий самолета, они имели начальную скорость 2000 миль в час, но их скорость замедлялась после сравнительного короткого расстояния из-за сопротивления воздуха. Тем временем самолет разогнался до 880 миль в час (около 1,1 Маха) и резко нырнул вниз.
Военно-Морской Флот утверждал, что это был «случай один на миллион», но Аттридж не согласился. “При тех скоростях, на которой мы летаем сегодня, это можно повторить в любой момент,» — сказал он.
Собственно, это и произошло с нидерландским пилотом
F-16 boven Vlieland geraakt door eigen kogel.https://t.co/lNI49cxIKD
De F-16 die in januari aanzienlijke schade opliep tijdens een oefening boven Vlieland blijkt geraakt te zijn door zijn eigen munitie. Zeker één afgevuurd patroon richtte schade aan aan de beplating van… pic.twitter.com/NS1a365oju
— NL Nieuws (@NieuwsNu123) April 4, 2019