Что такое Беляны и как их строили

Беляны были одними из самых больших деревянных кораблей, когда-либо построенных. И все же они предназначались только для путешествия в один конец.

Беляны строили для перевозки огромного количества древесины по Волге и Каме. Вместо того чтобы просто сплавлять бревна по рекам, из них делали огромные корабли, хотя некоторые считают что называть беляну кораблем — неправильно, так как это больше плот, чем корабль.
Википедия же считает беляну баркой, а это большое несамоходное грузовое плоскодонное судно. Т.е. все -таки судно…
В пункте назначения такое судно должно было быть разобрано, а древесина продана. Между 16-м и 19-м веками каждый год строились сотни белянов, которые спускались по рекам.

Производство древесины является одной из старейших отраслей экономики страны. Обычно она заготавливалась зимой. Лесорубы проводили всю зиму в лесу, вырубая деревья и подготавливая их к транспортировке. После весеннего половодья, когда реки возвращались в обычное русло, начиналось строительство белян. Их строили все лето и даже часть осени.
Сначала из еловых балок и сосновых досок делали корпус. Плоское дно было сделано из ели, а стены/борта — из сосны. Для постройки беляны среднего размера потребовалось около 240 сосновых и 200 еловых бревен. Первоначально барки строили без единого гвоздя, и только позже, в 19 веке, начали использоваться железные гвозди. Просмолка не производилась, и бревна были просто плотно связаны друг с другом. Отсутствие смолы придавало белянам соответствующий цвет, от которого и произошло их название. Беляна означает “выцветшая” или “белая”.

Груз из бревен, балок и досок был распределен ровными рядами с широкими отверстиями между ними, чтобы обеспечить быстрый доступ к его днищу в случае прорыва или другой аварии. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее высыхают, что защищает их от гниения. Как и корпус, надстройка и палуба тоже была сделана из груза, обычно из уже обрезанных досок (обрезная доска). Две каюты были установлены рядом с кормой и служили противовесом и помещениями для экипажа. Между их крышами строили высокий поперечный мост с прорезанной посередине кабиной, где находился рулевой.
Беляны часто украшали государственными флагами и флагами конкретного торговца, которому принадлежал лес.

Небольшие беляны имели осадку от 2,5 до 2,8 метра и могли «перевозить» до 1600 тонн древесины. Средняя барка имела осадку около 3,5 м и могла перевозить уже 3200 тонн. Самые большие из них достигали 120 метров в длину и 25 метров в ширину, а осадка составляла 5 метров. Они могли перевозить 12 800 тонн древесины. Это уже сопоставимо с современным контейнеровозом.

Экипаж каждой беляны состоял из 15-35 матросов, в то время как на более крупных насчитывалось до 100 человек. Большинство из них работали на насосах, которые откачивали воду из корпуса, который обычно затоплялся во время путешествия.

У белян не было винтов, и они двигались «самоходом» по течению реки. Огромный руль, размещенный на корме судна, позволял выполнять минимальное маневрирование.

После путешествия по Волге протяженностью от 2000 до 3000 км беляна достигала пункта назначения, которым обычно были Саратов, Царицын (современный Волгоград) и Астрахань, где древесина и корпус разбирались и отправлялись на лесопилки для окончательной обработки. Импровизированные каюты экипажа продавались как готовые дома.

Рассвет строительства белян был в середине 19 века, когда пароходы ходили на дровах, которые нужно было доставлять в города нижней Волги. Почти 500 пароходов на Волге нуждались в большом количестве дров. После того как на судах начали использовать нефть, спрос на древесину снизился. Кроме того, с развитием железнодорожной системы стоимость перевозок по железной дороге стала дешевле, чем по воде — беляны устарели, а само слово постепенно исчезло из русского языка…

 


Откуда мы узнали про беляны

http://klassikaknigi.info/entsiklopedicheskij-slovar-brokgauza-i-efrona/

Чертежи и рисунки судов к книге О купеческом судостроении в России

 

Реклама
Марко Поло

Recent Posts

Чем AutoGPT отличается от ChatGPT

Всего несколько месяцев назад ChatGPT стал реальностью. Это очень короткий срок, учитывая то влияние, которое…

1 год ago

Кому принадлежит сгенерированная нейросетью картина

Недавно житель США занял первое место на конкурсе изобразительного искусства , используя произведение искусства, сгенерированное…

1 год ago

Необычные факты про Хэллоуин

США - это общество потребителей, а экономика основана в первую очередь на потребительских расходах. Поэтому…

2 года ago

Откуда берется микропластик?

Проблема загрязнения окружающей среды не то что бы не решается, а наоборот только ухудшается. Недавняя…

2 года ago

Фото подтверждающее дежавю из Матрицы

Если вы поклонник фильмов "Матрица", вы наверняка помните классический момент, когда Нео замечает дважды проходящую…

2 года ago

Как снизить уровень стресса в жизни

Каждый день мы так, или иначе сталкиваемся со стрессом. Мы можем осознавать его, или нет.…

2 года ago