Этот необычный эксперимент провел доктор Уэнделл Джонсон, логопед, который хотел показать ошибочность теории причин заикания. В 30-х годах прошлого века считалось, что заикание имеет природную или генетическую зависимость. Это означало, что если кто то родился с заиканием, то поделать с этим уже ничего нельзя.
Д-о Джонсон считал, что называние ребенка «заикой» и постоянное обращение на это внимание только усиливает заикание, а иногда может заставить заикаться ребенка изначально не страдающего этим. Чтобы доказать это, он предложил опыт, который впоследствии стал известен как эксперимент исследование монстров
Для участия в эксперименте были отобраны дети сироты — 22 ребенка. Затем они были разделены на две группы. Первую группу обозначили как «нормальную», а вторую «заикающейся«. Важно, что в «заикающейся» группе только половина детей действительно проявляло признаки заикания.
Входе эксперимента, нормально говорящим детям была оказана позитивная поддержка, но именно лечение второй сделало исследование печально известным. Группа «заик» начала все больше комплексовать по поводу заикания. Они читали лекции про заикание, им говорили, что нужно следить за своей речью.
Из шести «нормальных» детей, без проблем с речью, пятеро стали заикаться. У пятерых из 6 действительных заик, после проведения этих «занятий» и «терапии» заикание усилилось. Для сравнения, только у одного из детей группы, обозначенной как «нормальная», после исследования наблюдались проблемы с речью.
Осознавая последствия своего эксперимента, исследователи пытались устранить ущерб, который они нанесли, но безрезультатно. Как представляется, последствия клише «заикающегося» носит постоянный характер. Это то, с чем сироты, которые попали в группу заикающихся, должны были жить до конца своей жизни.
Очевидно, что это исследование вызывает ряд серьезных этических проблем, несмотря на благие намерения исследователя. В 2001 году Университет Айовы, где проводилось исследование, принес официальные извинения и назвал эксперимент достойным сожаления и неоправданным.