Отчаянные времена требуют отчаянных мер. Эту старую истину не раз подтверждала история. Вовремя Второй мировой войны, в Великобритании, возникли большие трудности со сталью.
В Северной Атлантике подводные лодки немцев довольно успешно боролись с флотом союзников. Самолеты могли бы очень сильно помочь в уничтожении «волчих стай», но проблема состояла в том, что ни времени, ни, что самое главное, стали на производство авианосцев у Англии не хватало.
Именно в это время один британский ученый предложил довольно фантастическую идею — авианосец из льда. Звали этого ученого Джеффри Пайк, а работал он ни кем нибудь, а советником руководителя оперативного штаба лорда Маунтбаттена. Корабль изо льда не просто должен был быть дешев в производстве, но и его ремонт должен был проходить быстро — наморозили на месте повреждения новую глыбу льда, подточили напильником и все.
Пайк был известен своей склонностью к эпатажным идеям. Он предложил отрезать большой кусок айсберга и отбуксировать его в океан. Выравнять поверхность и построить (пусть даже из льда) все необходимые постройки для самолетов и экипажа.
Каким способом непонятно, но Пайк смог убедить Маунтбэттена. А тот, в свою очередь, смог убедить Черчилля и все завертелось… Проект получил название «Аввакум» (или Хабаккук — по английски) отсылая нас к одной из библейских книг пророка Аввакума (Ветхий Завет).
По замыслу Пайка, авианосец должен был быть длинной в 600 метров, почти 100 метров в ширину и весить более 2 000 000 тонн. Его защиту должны были осуществлять множество зенитных орудий, а взлетно-посадочная полоса вмещать до 150 истребителей и двухмоторных бомбардировщиков.
Естественно, у льда есть существенный недостаток — он, как ни странно, имеет свойство таять. Эту проблему решили прокладкой сложной сети труб с хладагентом, которые должны были охлаждать авианосный айсберг.
На берегу озера Патриция, в Скалистых горах Канады, был построен прототип длинной почти в 18 метров и весом в тысячу тонн. Система охлаждения позволила сохранить «судно» на протяжении всего лета.
В ходе испытаний возникли новые трудности. Хотя лёд — довольно твердый материал, он чрезвычайно хрупок. Помимо этого, под сильным весом он деформировался, да и плавучесть оставляла желать лучшего. По счастливой случайности для Пайка (и не счастливой для ВМФ Великобритании), два ученных из Политехнического института Бруклина совершили интересное открытие. Если смешать воду с опилками и заморозить, то полученный «материал» в 14 раз крепче обычного льда и обладает высокой устойчивостью к сжатию, скалыванию — да он оказался крепче бетона! Помимо этого, опилки препятствовали интенсивному таянию. Этот «чудо-материал» назвали в честь Пайка — пайкрит.
Согласно одной легенде, в 1942 году лорд Маунтбэттен ворвался в дом к Черчиллю и бросил кусок пайкрита в ванную с теплой водой. Потом двое взрослых и важных мужчин долго смотрели за тем как лед отказывался таять в теплой воде.
Еще одна анекдотичная ситуация, подтвержденная несколькими свидетелями, произошла во время Квебекской конференции 1943 года. Прямо на конференцию лорд Маунтбэттен привез два блока — один из обычного льда, другой из пайкрита. Затем он достал свой пистолет и выстрели в блок изо льда. Тот разлетелся на куски. Когда же он выстрелил по второму, пуля просто отрикошетела и, задев штанину адмирала Эрнеста Кинга, попала в стену.
Успешные проверки пайкрита активизировали работы над проектом Аввакум. Расчеты показали, что для постройки корабля понадобится 300 000 тонн целлюлозы, 35000 тонн пиломатериалов и около 10 000 тонн стали. Стоимость этого «корабля» составляла около 700,000 фунтов.
Однако, по мере работы над проектом, его стоимость взлетела до 2 500 000, т.к. потребовалось больше стали и более эффективное утепление. К этому же выявились проблемы с управляемостью и скоростью, которая не превысила бы 6 узлов.
Но самой большой проблемой стало, как ни странно, сырье. Т.е. главная цель, ради которой и создавался британский ледяной авианосец не достигалась. Дерево тоже было в дефиците, а сложные установки по охлаждению стоили также очень дорого. Никто из союзников не мог позволить себе таких трат.
В конце концов, проект Хабаккук или Аввакум был пересмотрен и в итоге от него отказались. Было проще создать аэродромы «подскока» на Азорских островах и добиться почти тех же результатов с минимальными затратами.
Останки прототипа авианосца так и остались лежать на дне озера Патрициа, радую местных дайверов.
По материалам: https://en.wikipedia.org/wiki/Project_Habakkuk
Всего несколько месяцев назад ChatGPT стал реальностью. Это очень короткий срок, учитывая то влияние, которое…
Недавно житель США занял первое место на конкурсе изобразительного искусства , используя произведение искусства, сгенерированное…
США - это общество потребителей, а экономика основана в первую очередь на потребительских расходах. Поэтому…
Проблема загрязнения окружающей среды не то что бы не решается, а наоборот только ухудшается. Недавняя…
Если вы поклонник фильмов "Матрица", вы наверняка помните классический момент, когда Нео замечает дважды проходящую…
Каждый день мы так, или иначе сталкиваемся со стрессом. Мы можем осознавать его, или нет.…